Как правильно выбрать аккумулятор для лодочного мотора

Лодка становится важным элементом современной охоте и рыбалке. В простом исполнении покупается надувная модель. Те, кто решил серьезно отдаться делу и обладает ресурсами, выбирают небольшие суда. Катера, лодки и яхты оснащены электрическим лодочным мотором – основной движущей силой. Однако для плавания нужен не только двигатель, но и лодочный аккумулятор. Он обеспечивает работу электрических приборов, навигации и др. Аккумулятор для лодки не менее важен, чем для автомобиля. При покупке нужно понимать специфику АКБ и особенности использования – только так удастся избежать проблем. В этой статье ответим на вопрос какой лодочный аккумулятор нужен под ваши требования.

Аккумуляторы для лодочных моторов: тяговые, литиевые, гелевые, под 12 вольт

Виды лодочных аккумуляторов по типу батарей

Без электрического мотора невозможна рыбалка троллинг – она ведется рядом с берегом. Используя ДВС трудно добиться скорости движения в 3-5 км/ч, зато этого можно легко добиться при помощи аккумулятора.

Сегодня широко используются два типа батареи: стартовые и тяговые. Также встречаются универсальные модели, совмещающие оба вида.

Стартерные

выбрать аккумулятор для лодочного мотора
SGT. Классический стартерный аккумулятор из Сербии под 12 вольт.

Первый тип – стартерные батареи. Такими моделями часто оснащают лодки с двигателями внутреннего сгорания. Среди аналогов они выделяются возможностью кратковременной отдачи значительного объема тока.

Стартерные аккумуляторы разработаны для первоначального запуска мотора, и со своей задачей они справляются как нельзя лучше.

К сожалению, модели обладают не очень большим ресурсом, способным полностью закончиться при длительной работе. Пройдя через определенное число зарядных циклов, аккумуляторы «любят» выходить из строя.

Тяговые аккумуляторы

выбираем аккумулятор для лодочного мотора
Delta – один из самых популярных гелиевых (GEL) тяговых лодочных аккумуляторов

Второй тип – тяговые. Оборудуется обычно в связке с лодочными электрическими двигателями. Для аккумуляторов свойственна высокая емкость, а в конструктивном плане подобные батареи отличаются от стартовых более толстыми пластинами, расположенными в конвертах-сепараторах. Подобное устройство позволяет им хранить заряд дольше, пока не наступит полная разрядка.

После критической растраты энергии батареи разных марок быстро восстанавливаются. Тяговые модели стоят дороже аналогов, но для использования в циклическом режиме для них нет конкурентов.

Универсальные

выбрать аккумулятор для мотора лодки
Exide. Позиционируется как автомобильный АКБ, однако может применяться на лодках. Цена от 4200 рублей.

Последний тип – универсальные аккумуляторы. При их создании перед разработчиком ставилась задача совместить полезные свойства тяговых и стартерных батарей. Такие системы имеют двойное назначение. При запуске двигателя они поставляют высокий пусковой ток, а дальше выступают в роли источника питания с функцией критической разрядки. Универсальные модели способны заменить собой оба типа аккумуляторов: они позволяют запускать ДВС, подпитывать электрический мотор и всю систему катера.

Свинцовые, литиевые или гелевые

Свинцово-кислотные модели оснащаются пластинами, расположенными в «чехле» из стекла или и пластмассы, залитом кислотным электролитом. Кроме того, что решение часто эксплуатируется в купе со стартовыми АКБ, оно также представлено тяговыми батареями. Недостатки: высок риск выхода из строя.

Выделяются два подвида свинцово-кислотных аккумуляторов. Они отличаются улучшенными характеристиками:

  1. устройство аккумулятора для лодочного мотора
    Устройство AGM аккумулятора

    AGM – абсорбированное стекловолокно. В отличие от обычного свинцового аккумулятора, эта модель изготавливается без применения жидкости – при помощи прессованного стекловолокна пористой структуры. Добавление кислоты тут минимально, потому сильно снижен риск сульфатизации электродов. Кроме прочего этот вид батарей считается необслуживаемым – заливать электролит не потребуется. Корпус обустроен герметично и не позволяет кислоте выделяться. Также не допускается возможность образования ржавчины. Однако есть и слабые стороны: чувствительность к перенапряжению, массивность.

  2. GEL. Другой подтип аккумулятора для электрического мотора, построенный на свинцовой основе. Внутрь заливается специальная гелевая жидкость, предотвращающая риск протечки. Аналогично с AGM батареи считаются необслуживаемым – не предусматривают никакого ухода. Гелевые модели считаются дорогостоящими и рассчитаны на немного меньшее количество разрядных циклов, несмотря на что они все равно рекомендуются для лодочных моторов.
  3. Литиевые (литий-ионные). Популярный вид лодочных моторов. Сепаратор, пропитанный электролитом разделяет электроды.

Плюсы:

  1. Большая энергетическая емкость.
  2. Не требовательны в обслуживании.
  3. Низкий уровень самозаряда.

Минусы. При механических повреждениях могут самовоспламеняться.

Воспрещается использовать литиевые аккумуляторы с меньшей силой тока, чем требуется для устройства.

Как выбрать АКБ в зависимости от мощности лодочного мотора

Покупка аккумулятора – это ответственное дело, к которому нужно подходить с осторожностью. В выборе стоит ориентироваться на критерии:

Выдаваемая мощностью

Проверка лодочного аккумулятораПравило просто: чем ниже внутренне сопротивление батареи, тем дольше без потери емкости он способен показывать постоянность. При покупке модели нужно смотреть на строку reverse capacity (запасенная емкость – эффективная величина, выдаваемая при нагрузке).

Интересно! Высокая нагрузка может привести к интересному наблюдению: тяговый аккумулятор с емкостью 100А*ч не так полезен, как 75А*ч с лучшим значением reverse capacity. Это объясняется тем самым внутренним сопротивлением.

Емкость аккумулятора

Чем больше емкость батареи, тем больше двигатель сможет проработать при включенном дросселе. Важно: рекомендуется покупать аккумулятор с характеристиками, способными обеспечить работу в течение 1 часа и более. Иначе токи отдачи будут слишком чувствоваться – он выйдет из строя раньше и проработает меньше (напряжение слишком быстро начнет проседать под нагрузкой).

Требования к емкости зависят от мощности самого двигателя: чем он мощнее, тем больший показатель требуется для работы. Известно, что электрический мотор потребляет около 1А на фунт мощности мотора. Например, для двигателя с выдачей в 25 фунтов, АКБ емкостью 50 Ач хватит на 120 минут при поддержании максимальной скорости. Если не выжимать максимум, то батареи хватит на рыбалку в течение выходных.

Емкость аккумулятора для лодочного мотора
Как узнать скорость разрядки аккумулятора
Интересно! Лодочные моторы не используют машинные обозначения мощности (лошадиные силы и др.). Тут ориентиром служит упор – сила, развиваемая гребным винтом при вращении. Из-за того, что производство моторов сосредоточено в Америке, то величина выражается не в килограммах, а в фунтах (1 фунт = 0,45 кг).

Тип и массивность аккумулятора

Монтаж акб в лодкеВ случае с лодочными моторами эффективнее использовать тяговые модели, так как батарея будет регулярно принимать сильные нагрузки, разряжаться – цикловой ресурс становится важным параметром, влияющим на срок службы.

Рекомендуется, чтобы вес не превышал 20 кг – иначе массивность начинает мешать управлению. Стоит остановиться на необслуживаемом аккумуляторе. Его приходится только заряжать, и лучше, если у модели будет минимальный самозаряд.

Модели лодочных аккумуляторов 12 вольт

Некоторые интересные батареи, которые можно найти в магазинах под 12 вольт:

Deka DP24

Deka master marine АКБ для лодкиНедорогая модель, средняя стоимость – 8100 тысяч рублей. Аккумулятор хоть по документам и характеризуется как устройство «глубокой разрядки», по схеме больше относится к AGM. Он обладает всеми недостатками технологии: слабо переносит температур, выдерживает недостаточно количество разрядных циклов.

Емкость модели – 85 А/ч, напряжение 12 В, что уже неплохо. Аккумулятор станет отличным выбором для первой покупки, чтобы разобраться с тонкостями работы тяговой технологии. Хорошо показывает себя с небольшими надувными лодками и не требует обслуживания.

Minn Kota MK-31-GEL

Отличное устройство, но цена – 22 тысячи рублей. Аккумулятор полностью герметичен, емкость – 120 А/ч, напряжение – 12В с реальной функцией глубокой разрядки. Производитель давно заявил о себе как о лидере на рынке моторного оснащения. Аккумуляторы их разработки отличаются качеством и функционалом – отличный выбор для мощных двигателей.

Minn Kota 31

WBR MB 40-12

WBR АКБ для лодочного мотора
WBR MB 40-12

Прекрасно подойдёт для лодочных моторов 20-40 л.с. Дешевая модель. Доступен в двух вариантах:

  1. По умолчанию свинцово-кислотный.
  2. Второй вид – гелевый, повышенное сопротивление качке и увеличенный срок службы.

Прекрасно подойдёт под мотор Yamaha (ямаха) 30 HWCS и подобные.

  1. Емкость АКБ: 40 А*ч.
  2. Пусковой ток: 490 А.
  3. Размеры: 20 см – длина. Ширина 16.6 см. 17 см высота.
  4. Вес: 13.4 кг.
  5. Цена. 6950 р

Советы по эксплуатации

Эксплуатация АКБ

Правила пользования лодочным аккумулятором требуют соблюдения норм обслуживания:

  • Производить вмешательства разрешается строго после отключения АКБ;
  • Не рекомендуется применять «крокодилы» для подключения батареи к мотору – лучше надежные крепления;
  • Нужна регулярная проверка соединений, иначе чреваты потери на нагреве, утечки и окисления;
  • Зарядка производится только рекомендуемыми марками зарядных устройств;
  • Выводы батареи не должны замыкаться между собой – короткое замыкание выводит аккумулятор из строя.

Правила эксплуатации никак не отличаются от требований к пользованию автомобильными аккумуляторами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 1
  1. Владимир

    Полезный материал, но хотелось бы подборку из предложенных аккумуляторов побольше.

Добавить комментарий